Карл Филипп Эммануил Бах

9 марта 2021

8 марта родился Карл Филипп Эммануил Бах (1714-1788), второй сын И.С. Баха, композитор и исполнитель на клавире.

Музыкальное образование началось у него с детства, и других учителей, кроме отца, не было. Сам Карл Филипп Эммануил стал учителем младшего брата – Иоганна Кристиана Баха.

По настоянию отца вначале он учился юриспруденции в университете Лейпцига, потом во Франкфурте-на-Одере, но не продолжил карьеру и стал преподавать, а затем и более серьёзно сочинять музыку.

По окончании университета Бах поступил на службу к Фридриху II и жил в Берлине следующие 30 лет. Король был флейтистом-любителем, поклонником творчества И.С. Баха. Карл Филипп Эммануил должен был ему аккомпанировать на клавесине. При дворе Бах познакомился с флейтистом-композитором И. Кванцем, входил в литературные и философские круги, был знаком с Г.Э. Лессингом.

После смерти своего крестного - композитора Телемана – Бах стал мюзикдиректором в Гамбурге (с 1768). В обязанности входило сообщать 5 церквей музыкой, организовывать концерты, преподавать в церковной школе (эту часть работы он предпочитал делегировать). Здесь композитора также занимается изданием своих сочинений, написанных в Берлине.

Современники считали, что музыка Баха отличается причудливостью, экстравагантностью. В Вене этот стиль не любили. Но Гайдн и Моцарт признавали влияние на них К.Ф.Э. Баха. Так Гайдн говорил, что в плохом настроении он играет «Вюттембергские» сонаты Баха.

Бах был последовательным сторонником музыкальной риторики, ему принадлежит выражение: «музыка есть речь». Он уточнял разницу, что это не язык чувств, а выражение в каждой интонации какого-то конкретного смысла.

Огромную роль занимает фигура Баха в музыкальном исполнительстве. В трактате «Опыт истинного искусства игры на клавире» Бах изложил свои взгляды, в частности, о важности аппликатуры для связной и выразительной игры, о том, что если исполнитель сам не чувствует эмоцию, он не способен передать её слушателю, об осмысленном исполнении, певучей игре. Бетховен считал книгу Баха единственным достойным руководством и преподавал по ней своим ученикам.

Сам Бах был очень известен как выдающийся исполнитель. Из инструментов он предпочитал клавикорд, с помощью которого он мог передавать самые тонкие оттенки. Бах сыграл огромную роль в развитии клавирной музыки, в обогащении её серьёзным содержанием, развитии жанра сонаты и сонатной формы. В его наследии более 1000 произведений: более 150 клавирных сонат, фантазии и рондо для клавира, симфонии, концерты, камерная музыка, песни, церковная музыка.

Концерт для клавира с оркестром:



Концерт для виолончели с оркестром:



  Image   Image   Image   Image