Сергей Сергеевич Прокофьев

23 апреля 2021

130 лет назад, 23 апреля, родился Сергей Сергеевич Прокофьев. Он один из крупнейших композиторов XX века.

Музыкальная одаренность проявилось рано. Игре на фортепиано мальчика учила мама, она была любительницей, но играла Шопена, Бетховена. О недостатке профессионального обучения в детстве Прокофьев будет сожалеть, ему придется постоянно исправлять свою технику. Уже в 13 лет Сергей Сергеевич поступает в Петербургскую консерваторию и приносит на экзамен оперу "Великан" и три другие, симфонию, две толстые папки пьес для фортепиано. А.К. Лядов, Н.А. Римский-Корсаков были поражены плодовитостью начинающего композитора. Впоследствии они стали его учителями.

Как пианист он учился у А.Н. Есиповой. Известная преподавательница безуспешно пыталась привить молодому Прокофьеву певучий стиль игры вместо "ударного". Педагогом по дирижированию был Н.Н. Черепнин. На выпускном курсе Прокофьев выиграл фортепианный конкурс им. А.Г. Рубинштейна и получил как премию концертный рояль.

В 1914-1917 годах он едет на гастроли за границу. Знакомится с меценатом Дягилевым в Париже и затем сочиняет для него балеты "Блудный сын", "Сказ о шуте, семерых шутов перешутившего", "Стальной скок", "Алла и Лоллий". В целом за рубежом композитор сочинил 5 симфоний, фортепианные циклы «Мимолетности» и «Сарказмы», концерты для фортепиано, оперы («Любовь к трем апельсинам»).

До 1936 года Прокофьев не торопится возвращаться на родину, выступает как пианист и композитор в Европе и Америке, там встречается со всеми деятелями русской культуры, которые были в эмиграции. И.Ф. Стравинский и С.В. Рахманинов составляют ему конкуренцию.

В 1936 году в СССР Сергея Сергеевича тепло встречают, принимают в Союз композиторов. Он поселился в центре Москвы, на улице Земляной вал. Здесь он сочиняет балет «Ромео и Джульетта», цикл «Детская музыка», симфоническую сказку «Петя и Волк», оперы, кантаты «Александр Невский» и «Здравица», которая посвящалась 60-тилетнему юбилею Сталина. Атмосфера репрессий никак не отражается ни в его творчестве, ни в дневниках и письмах, в отличие, например, от Д.Д. Шостаковича.

Во время войны он эвакуирован в Тбилиси, Алма-Ату, затем в Пермь. Прокофьев размышляет о происходящем и обращается к сюжету Толстого, пишет оперу "Война и мир". Военная тематика отражена в произведениях: симфоническая сюита «1941 год», кантата «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным». Также в это время сочиняет балет "Золушка", 5-ю и 6-ю симфонии, 7-ю и 8-ю фортепианные сонаты.

В 1948 году музыка Прокофьева, как и других лучших советских композиторов, попадает под критику в формализме (пространное обвинение в отсутствии содержания музыки и увлечении формой и сложностями). В 1949 он переносит инсульт. В последние годы обращается к образам детства: сюита «Зимний костер», оратория «На страже мира». Сочиняет 7 симфонию.

Умер Прокофьев 5 марта 1953 года, в один день с И.В. Сталиным.
  Image   Image   Image   Image   Image