Иоганн Себастьян Бах

31 марта 2021

31 марта 1685 года родился великий немецкий композитор, органист, клавесинист И.С. Бах. Невозможно переоценить его роль в истории мировой культуры.

Иоганн Себастьян происходил из старинной музыкальной династии, и четверо из его детей тоже стали композиторами (Иоганн Кристиан, Карл Филипп Эммануил, Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристоф Фредерик).

И.С. Бах родился в небольшом городе Эйзенахе и всю жизнь не покидал Германию, жил в том числе в Люнебурге, Веймаре, Кетене, Лейпциге. Несмотря на это, Бах хорошо знал музыку стран Европы своих современников и предшественников: Вивальди, Фрескобальди, Генделя.

Бах работал во всех жанрах своего времени, но никогда не писал опер, по этому поводу существуют разные версии. В Германии в то время не было театров, за исключением Гамбурга. Попытки Генделя ставить коммерческие оперы потерпели неудачу, и он переехал в Италию. Тем не менее, оперная мелодика и драматургия оказывает большое влияние на его вокальную и также инструментальную музыку. В каждом жанре Бах обобщил достижения предшественников и сделал новые открытия. Композитор оставил огромное наследие: в вокально инструментальной музыке более 100 кантат, оратории, мессы. Для органа – хоральные прелюдии, малые циклы (прелюдии, токкаты, фантазии и фуги), концерты (переложения концертов Вивльди). Для клавесина – хорошо темперированный клавир, английские и французские сюиты, концерты и др.

Великие ровесники Бах и Гендель (Доменико Скарлатти тоже родился в 1685-м) – создатели эпохи высокого барокко – никогда не встречались. В конце жизни оба перенесли неудачную операцию на глаза, которую делал один и тот же врач Джон Тейлор.

Музыка Баха не была забыта, вопреки мифу. При дворе Фридриха II было организовано общество любителей музыки Баха. Сын композитора, Карл Филипп Эммануил, пропагандировал творчество отца, написал его биографию и исполнял музыку. На произведениях Баха учились Моцарт и Бетховен. А в 1829-м году Ф. Мендельсон исполнил "Страсти по Матфею", что послужило началом новой популярности композитора. В XIX веке обращение к религиозным образам связывается с его музыкой. В XX веке Баха особенно ценили А. Шнитке, Д. Шостакович.
  Image   Image   Image